Разработка и применение композитной арматуры в СССР

Основным материалом для производства новой арматуры в СССР стало стекловолокно. Оно имело круглое сечение диаметром 10-15 мкР и оставалось абсолютно инертно к действию многих щелочей. Для формирования арматурного стержня из стекловолокон в качестве связки использовалась полиэфирная, эпоксидная или другая подобная синтетическая смола.

В 60-е годы советскими учеными было организовано экспериментальное производство первой неметаллической арматуры. Его целью являлось тщательное изучение физических и технических особенностей изделия. В результате различных наблюдений и опытов, проведенных над стержнем пятимиллиметрового стеклопластикового композита, были определены следующие значения его основных характеристик:

начальный модуль Юнга 50 ГПа;
сопротивление на разрыв 1,5 ГПа;
плотность материала 2 т/м³;
продолжительное сохранение прочности в оптимальном температурно-влажностном режиме 65%.
По некоторым организационным причинам наладить тогда масштабный выпуск большого количества композитной арматуры не удалось. Но все же строители смогли построить и ввести в действие целый ряд промышленных гражданских объектов с ее применением. Некоторые из них эксплуатируются и сейчас. Так в советский период и первые годы перестройки были созданы пробные сооружения:

Опытные сектора ЛЭП с бетонными траверсами, армированными стеклопластиковыми стержнями в столице, Ставрополе, Батуми, а так же Гродно (1969-1979 г.).
В городе Рогачеве и одновременно в Червене были построены оригинальной конструкции надвижные склады. Наклонные элементы арок в них армированы композитной проволокой диаметром 6-8 мм (1976 г.).
В Советском союзе впервые был построен клееный из древесины мост. В нем использовалась 4-х миллиметровая арматура из композита. Проект принадлежит Хабаровскому политехническому институту (1975 г.).
В Приморье и сейчас функционирует мост на реке Шкотовка, армированный композитными стержнями (1981 г.).
Еще один такой мост сдан в эксплуатацию в Хабаровском крае (1981 г.).
По результатам тестирования эффект предварительного напряжения для композитной арматуры в мостах, построенных в 1975-1989 г., остался прежним.

Начиная с двухтысячного года, в России после длительной паузы были продолжены исследования по разработке технологий для новых образцов АСП. Такие научные центры как НИИЖБ, ФГУП «НИЦ МАТИ» совместно с ООО «Ярославский завод композитов» стали авангардным ядром в этом вопросе. Благодаря их усилиям разработан и основан метод безфильерной технологии. Производители считают его одним из самых многообещающих и перспективных методов.